<< Назад | |
Вопрос: Слышал, что органы прокуратуры занимаются антикоррупционной экспертизой нормативных правовых актов. Хотелось бы поподробнее узнать, в чем заключается подобная экспертиза и какова необходимость ее проведения?
Ответ: Согласно Федеральному закону от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится прокуратурой Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в области юстиции, а также органами, организациями, их должностными лицами, которые приняли указанные акты. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов проводится в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
В законодательстве порой встречаются «лазейки», позволяющие конкретным лицам действовать в корыстных целях и в «своем» интересе.
Согласно названному федеральному закону коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
К примеру, можно столкнуться с такими ситуациями, когда нормативный правовой акт, устанавливающий процедуру получения какого-либо разрешения, не содержит четкого и исчерпывающего перечня документов, необходимого для его получения. Как правило, в тексте данного правового акта может быть указано «… и иные документы» или «вправе истребовать дополнительные документы» без указания их конкретных наименований, что свидетельствует о необоснованно широких пределах усмотрения должностных лиц, принимающих решения и способствует коррупционным проявлениям. Или в нормативном правовом акте отсутствуют конкретные сроки выполнения определенных действий для должностных лиц (например, выдачи тех же самых разрешений и иных документов), что создает возможность регулировать скорость принятия решения или совершения определенных действий в зависимости от наличия или отсутствия подарков для должностного лица.
В наибольшей степени коррупции способствует использование двусмысленных или неустоявшихся терминов, формулировок с неясным содержанием. Подобные ситуации могут возникнуть при принятии норм с нечетким указанием условий, при которых должностное лицо правомочно принимать определенные решения, а также содержащие отсылку к мнимым регламентам (например, «в случае необходимости», «при наличии достаточных оснований», «согласно установленному порядку», хотя он отсутствует).
Прокурор в ходе осуществления своих полномочий при выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Следует отметить, что требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа. О результатах рассмотрения требования об изменении нормативного правового акта незамедлительно сообщается прокурору, внесшему требование.
Старший помощник прокурора
Мантуровского района Е.С.Иваниченко