<< Назад | |
УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Главы
Мантуровского района
Курской области
от «30»декабря 2011 г. № 474
РАЙОННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Создание
благоприятных условий для привлечения инвестиций
в экономику
Мантуровского района Курской области
на 2012-2015 годы»
с. Мантурово
2011 год
П А С П О Р Т
районной целевой программы «Создание благоприятных условий
для привлечения инвестиций в экономику Мантуровского района Курской области на 2012-2015 годы»
Наименование программы |
- районная целевая Программа «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Мантуровского района Курской области на 2012-2015 годы» (далее - Программа)
|
Основание для разработки Программы |
- перечень поручений Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № Пр-3554 от 6 декабря 2010 года;
- распоряжение Правительства Курской области от 15 августа 2011 года № 362-рп «Об утверждении Концепции областной целевой программы «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Курской области на 2011-2015 годы»;
- постановление Администрации Курской области от 19 октября 2011 года № 519-па « Об утверждении областной целевой программы « Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Курской области на 2011 – 2015 годы»;
- протокол совещания по вопросу реализации органами местного самоуправления требований федерального законодательства о размещении заказов с участием заместителей глав районов и городов, курирующих размещение заказов;
- решение Представительного Собрания Мантуровского района Курской области от 30 августа 2011 года №112 «Об утверждении Программы социально-экономического развития района на 2011-2015 годы»;
|
Муниципальный заказчик Программы |
- Администрация Мантуровского района Курской области
|
Основные разработчики Программы |
Управление экономики,по земельным и имущественным правоотношениям Администрации Мантуровского района Курской области |
Цель Программы |
Целью Программы является: - формирование благоприятного инвестиционного климата, создание условий для привлечения инвестиций, дальнейшего роста и диверсификации экономики Мантуровского района Курской области.
|
Задачи Программы |
Основными задачами Программы являются: -создание благоприятной для инвестиций административной среды;
-формирование позитивного инвестиционного имиджа Мантуровского района Курской области;
-информационное обеспечение инвестиционной деятельности
|
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
Целевыми индикаторами и показателями Программы являются:
- количество разработанных и утвержденных нормативных правовых актов и документов нормативного характера;
-количество инвесторов, с которыми организовано взаимодействие между органами муниципальной власти Мантуровского района Курской области, службами занятости по содействию в подборе квалифицированного персонала и руководителей для предприятий, создаваемых в процессе реализации инвестиционных проектов;
-сумма инвестиций, дополнительно привлеченных в результате предоставленных инвесторам мер государственной поддержки;
-количество специалистов, принявших участие в тематических конференциях, форумах, совещаниях по обмену опытом решения проблем региона в сфере инвестиционной деятельности;
-наличие сайта инвестиционной направленности Курской области в сети Интернет;
-количество публикаций в прессе, направленных на формирование позитивного инвестиционного имиджа Мантуровского района Курской области;
-объем инвестиций в основной капитал;
-объем инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения;
-количество новых рабочих мест, созданных в результате реализации инвестиционных проектов;
-прирост налога на имущество организаций и налога на доходы физических лиц, зачисленных в районный бюджет в результате реализации инвестиционных проектов.
|
Сроки и этапы реализации Программы
|
- 2012 – 2015 годы |
Структура Программы |
Паспорт районной целевой программы «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Мантуровского района Курской области на 2012-2015 г.
Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа.
Основные цели, задачи, целевые индикаторы и показатели, характеризующие эффективность реализации Программы, и сроки реализации Программы.
Перечень программных мероприятий, сроки их реализации и объемы финансирования.
Механизм реализации Программы и системы управления реализацией Программы.
Оценка социально-экономической, экологической эффективности Программы.
Нормативное обеспечение Программы.
Контроль за ходом реализации Программы.
|
Перечень подпрограмм и основных мероприятий Программы |
Основными мероприятиями Программы являются:
- создание Совета по улучшению инвестиционного климата и взаимодействию с инвесторами во главе с Главой Мантуровского района Курской области;
- разработка и утверждение нормативного правового акта Администрации Мантуровского района Курской области о порядке работы Совета по улучшению инвестиционного климата и взаимодействию с инвесторами;
-разработка положения о ведении реестра инвестиционных проектов, реализуемых на территории района;
-мониторинг инвестиционного законодательства Курской области и подготовка предложений по его совершенствованию;
-оказание методической помощи организациям, осуществляющим свою деятельность на территории Мантуровского района Курской области, в разработке бизнес-планов и инвестиционных проектов;
-организация взаимодействия между инвесторами, органами муниципальной власти Мантуровского района Курской области, службами занятости по содействию в подборе квалифицированного персонала и руководителей для предприятий, создаваемых в процессе реализации инвестиционных проектов;
-формирование ежегодного плана выставочно-ярмарочной деятельности и мероприятий;
-участие в выставках и ярмарках, проводимых на территории Курской области , Российской Федерации и за рубежом;
-участие в тематических конференциях, форумах, совещаниях по обмену опытом решения проблем региона в сфере инвестиционной деятельности;
-формирование перечня и мониторинг свободных земельных участков, в том числе находящихся в муниципальной собственности, в целях организации промышленных парков на территории района для создания новых производств;
-создание и продвижение сайта инвестиционной направленности Мантуровского района Курской области в сети Интернет;
-публикация в СМИ материалов по инвестиционной тематике
|
Исполнители подпрограмм и основных мероприятий Программы |
-структурные подразделения Администрации Мантуровского района Курской области;
- администрации муниципальных образований (поселений) Мантуровского района Курской области;
- предприятия, организации и учреждения и инвестиционные компании, находящиеся на территории Мантуровского района Курской области
|
Объемы и источники финансирования Программы |
-финансирование программных мероприятий предусматривается за счет средств федерального ,областного бюджетов, средств местных бюджетов, внебюджетных источников, собственных средств. Общий объем финансовых средств на реализацию мероприятий Программы на весь период составляет 7987,1 млн. рублей, в том числе по годам:
2012 год –4576,2 млн. рублей; 2013 год – 2752,6 млн. рублей; 2014 год – 294,8 млн. рублей; 2015 год – 373,5 млн. рублей.
|
Система организации контроля за исполнением Программы |
- контроль за исполнением Программы осуществляется Главой Мантуровского района Курской области;
-текущее управление и контроль за выполнением Программы осуществляется Управлением экономики, по земельным и имущественным правоотношениям Администрации Мантуровского района Курской области
|
Ожидаемые конечные результаты от реализации Программы |
|
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена
Программа
Основой дальнейшего социально-экономического развития Мантуровского района Курской области является стабильный рост инвестиций в основной капитал.
Без реализации инвестиционных проектов, направленных на создание новых инновационных производств, внедрение передовых технологий, невозможно обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции, создание новых рабочих мест, повышение заработной платы работников, а также стабильные налоговые поступления от деятельности предприятий и организаций.
На решение этих проблем нацелена Программа социально-экономического развития Мантуровского района Курской области на 2011-2015 годы (утверждена решением Представительного Собрания Мантуровского района Курской области 30 августа 2011 года №112), которой установлены основные направления инвестиционной политики Мантуровского района Курской области на 2011-2015 годы и целевые показатели развития инвестиционной деятельности.
С целью создания условий для достижения показателей, предусмотренных Программой социально-экономического развития Мантуровского района Курской области на 2011-2015 годы, и в соответствии с ней разработана районная целевая программа «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Мантуровского района Курской области на 2012-2015 годы».
Последний пятилетний период 2006-2010 годы в части финансовых вложений, осуществленных организациями в инвестиции в 2006 году составил 108510 тыс. руб, в 2010 году — 185510 тыс. рублей.
Были реализованы проекты в сельском хозяйстве, строительстве, сфере торговли и обслуживания населения, образовании, спорта и других отраслях экономики района .
На протяжении последних лет производилась модернизация сахарного завода ОАО «Кривец-сахар».
В 2010 году проведены мероприятия по предоставлению земельного участка из земель населенных пунктов обществу с ограниченной ответственностью «СоюзНефтеГаз» для строительства объекта недвижимого имущества «комплекса получения и расфасовки растворителей производительностью 75 тыс. тонн в год по сырью». После окончания строительства данный земельный участок будет переведен в земли промышленности.
В 2011 начато строительство предприятия- комплекс получения и расфасовки растворителей производительностью 75 тыс. тонн сырья в год, предназначенного для получения растворителей из углеводородного сырья путем четкого фракционирования, очистки, хранения, отгрузки и розлива в тару. Сдача объекта намечена на 4 квартал 2012 года, стоимость проекта 1,1 млрд рублей.
В 2014 году планируется строительство нового промышленного предприятия в районе- строительство цементного завода мощностью 1,5 млн. тонн в год. Для этого был проведен анализ земельных участков, на которых можно разместить строящейся объект. Это земли, которые могут быть переведены в категорию земель промышленности для строительства цементного завода.
На территории района осуществляют инвестиционную деятельность 5 инвестиционных компаний: компания «Разгуляй», которая обрабатывает на территории района 9 тыс. га пашни; ЗАО УК «Агропромышленная группа БВК»- руководитель Золотухин В.И. Между Губернатором Курской области А.Н. Михайловым и этим инвестором подписано инвестиционное Соглашение , в котором предусмотрено на территории района строительство комплекса КРС производственной мощностью на 1200 голов дойного стада с созданием 50 новых рабочих мест, в 2013 году планируется осуществить строительство и запуск молокоперерабатывающего предприятия .
У инвестиционной компании ООО «АгроАльянс»( руководитель Шитиков В.Н. ) построены и действуют на территории района наиболее крупные сельскохозяйственные предприятия - свинокомплекс в с. Стужень мощностью 1100 тонн свинины, молочный комплекс в с. Куськино на 600 голов дойного стада и 4000 мест по откорму КРС.
Инвестиционная компания ООО «КурскАгроАктив» (руководитель Плотников В.А.), обрабатывает на территории района 5 тыс. га земли высокопроизводительной дорогостоящей техникой. На данный момент этим инвестором осуществляется строительство зернохранилища, сушилки. Идут переговоры о строительстве молочного комплекса в районе.
«Банк Авангард» успешно осуществляет свою хозяйственную деятельность на территории района. Обрабатывает 3 тыс. га земли, для обработки используют высокопроизводительную технику, соблюдают технологию возделывания растениеводческой продукции. В планах этого инвестора развитие животноводческой отрасли на территории района.
.
За последние годы инвестиции вложены на приобретение высокопроизводительной сельскохозяйственной техники и почвообрабатывающего инвентаря и оборудования для сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Были произведены капитальные ремонты предприятий сферы торговли и бытового обслуживания населения.
Инвестиции были направлены и на строительство объектов газоснабжения, водоснабжения населенных пунктов района. Уровень газификации в районе составляет 99,3%. По федеральной целевой Программе- «Комплексная компактная застройка и благоустройство с. Мантурово» в 2009 году введено 25 жилых домов , детский сад на 30 мест , «Крытый бассейн» и благоустройство. В 2011 году введено 20 квартир для детей сирот.
По Программе «Социальное развитие села до 2012 года» по Мантуровскому району за последние 3 года субсидии на улучшение жилищных условий получили 82 семьи на сумму более 50 млн. рублей. В 2011 году в рамках целевой Программы выдано 40 свидетельств на получение 19,5 млн. рублей субсидий.
В рамках этой же федеральной целевой Программы в 2011 году велось строительство объектов водоснабжения в с. Мантурово 2,2 км водопровода и водонапорной башни на сумму 8 млн. рублей., в с. Сейм ведется строительство двух водонапорных скважин, водонапорной башни на сумму 3,6 млн. рублей.
По линии «Газпром» на территории района построены и функционируют две спортивные летние площадки, реконструирован стадион в райцентре, построен теннисный корт. В районе функционирует физкультурно-оздоровительный комплекс, построенный за счет средств областного бюджета , с софинансированием из местного бюджета общей сметной стоимостью более 25 млн. рублей.
Производился капитальный ремонт учреждений образования , здравоохранения и культуры. Осуществлялось газификация объектов в 2011 году:
- газифицирована МОУ «Зареченская основная общеобразовательная школа» с финансированием из местного бюджета – 183,1 тыс. руб;
- газифицирована МОУ «Куськинская основная общеобразовательная школа»; финансирование из местного бюджета составило- 51,3 тыс. руб, из областного бюджета – 973,2 тыс. рублей;
- завершены полностью строительно-монтажные работы как по наружному, так и по внутреннему газопроводу Крутоверховского ФАПа, произведен пуск природного газа, софинансирование МБ -35,4 тыс. руб;
- произведено устройство внутренней системы отопления и пуск газа Репецкого ФАПа с финансированием местного бюджета -75 тыс. руб .
Показатель |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Инвестиции в основной капитал (в фактически действовавших ценах), тысяч рублей |
108510 |
147363 |
259515 |
177838 |
185810 |
Темп роста инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах (% к предыдущему периоду) |
114,3 |
135,8 |
176,1 |
68,4 |
104,5 |
Вместе с тем, сохранились проблемы, которые сдерживали приток инвестиций – среди них:
недостаток собственных инвестиционных ресурсов и сложность привлечения заемных средств, в первую очередь банковского капитала;
ограниченность средств местного бюджета, направляемых на предоставление гарантий при получении кредитных ресурсов ;
незначительное число новых, инновационных проектов, которые были бы направлены на модернизацию экономики и ее диверсификацию.
Сложнее стало привлекать кредитные средства. После кризиса 2008 года банки значительно повысили требования к заемщикам, в первую очередь по предоставлению ликвидного обеспечения по получаемым кредитам.
Возросли требования к степени проработанности проекта, в то время как большинство предприятий не имеют квалифицированных специалистов, способных разработать бизнес-план.
В настоящее время без наличия проработанного бизнес-плана трудно вести разговор о привлечении кредитных средств или стороннего инвестора к реализации какого-либо проекта.
Одно из существенных ограничений экономического развития района – это то, что на сегодняшний день в Мантуровском районе нет крупных высокорентабельных сельскохозяйственных предприятий, которые могли бы стать основой для развития всей районной экономики. Результаты работы сельскохозяйственных предприятий, которые в большинстве своем являются малыми, очень чувствительны к кризисным проявлениям в экономике и изменениям конъюнктуры рынков.
В свою очередь значительно сократились возможности со стороны областного бюджета по оказанию мер государственной поддержки инвесторам. Помощь оказывается, в основном, сельскохозяйственным предприятиям. Это связано с тем, что без оказания помощи сельхозтоваропроизводителям нельзя рассчитывать на получение помощи за счет средств федерального бюджета.
Анализ наличия в Мантуровском районе Курской области земельных участков, на которых могли бы быть созданы новые производства показал, что такие участки имеются, что несомненно представляет интерес для потенциальных инвесторов.
На развитие предприятий в 2010 году вложено инвестиций в основной капитал 185,81 млн. рублей, в 2011 году по оценке вложено инвестиций -211,9 млн. рублей.
Возможности для дополнительного привлечения инвестиций имеются, но для этого требуется серьезная корректировка инвестиционной политики, в целом, и механизмов стимулирования инвестиционной деятельности, в частности.
В сложившихся условиях проведение активной и последовательной инвестиционной политики приобретает исключительную роль в деятельности Администрации Мантуровского района Курской области.
Улучшение хозяйственного климата и привлечение внешних инвестиций (из федерального и областного бюджетов), устранение административных барьеров на пути развития бизнеса, совершенствование процедуры согласования и утверждения инвестиционных проектов, улучшение инвестиционного имиджа, ведение адресной работы по привлечению в район новых предприятий и организаций требует комплексного подхода, участия в этом процессе представителей власти, бизнеса, общественности, что обуславливает необходимость решения данного вопроса программно-целевым методом.
II. Основные цели, задачи, целевые индикаторы и показатели, характеризующие эффективность реализации Программы, и сроки реализации Программы
Целью Программы является формирование благоприятного инвестиционного климата, создание условий для привлечения инвестиций, дальнейшего роста и диверсификации экономики Мантуровского района Курской области.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи Программы:
- создание благоприятной для инвестиций административной среды;
- формирование позитивного инвестиционного имиджа Мантуровского района Курской области;
- информационное обеспечение инвестиционной деятельности.
При выполнении поставленных задач предполагается достижение следующих целевых индикаторов и показателей Программы:
- создание благоприятной для инвестиций административной среды;
- финансовая поддержка и налоговое стимулирование инвестиций;
- формирование позитивного инвестиционного имиджа Мантуровского района Курской области;
- информационное обеспечение инвестиционной деятельности.
Реализация в комплексе всех мероприятий Программы, кроме достижения вышеперечисленных показателей, позволит обеспечить:
объем инвестиций в развитие экономики Мантуровского района Курской области составит за 2012-2015 годы 7997,1 млн. рублей.
объем инвестиций в развитие экономики Мантуровского района Курской области составит за 2012-2015 годы в расчете на душу населения – наивысший показатель будет в 2012 году и составит 324553 рубля;
количество новых рабочих мест, созданных в результате реализации инвестиционных проектов - 280;
Прогнозируемые значения целевых индикаторов и показателей Программы представлены в приложении № 1 к настоящей Программе в целом и за период реализации Программы с разбивкой по годам.
Программа будет реализована в течение 2012-2015 годов.
III. Перечень программных мероприятий, сроки их реализации
и объемы финансирования
Перечень программных мероприятий со сроками их реализации и объемами финансирования приведен в приложении № 2 к Программе и предусматривает следующие мероприятия по выполнению следующих задач:
Задача № 1. «Создание благоприятной для инвестиций административной среды»:
-создание Совета по улучшению инвестиционного климата и взаимодействию с инвесторами во главе с Главой Мантуровского района Курской области;
-разработка и утверждение нормативного правового акта Администрации Мантуровского района Курской области о порядке работы Совета по улучшению инвестиционного климата и взаимодействию с инвесторами;
-разработка положения о ведении реестра инвестиционных проектов, реализуемых на территории района;
-оказание методической помощи организациям, осуществляющим свою деятельность на территории Мантуровского Курской области,
-организация взаимодействия между инвесторами, органами муниципальной власти Мантуровского района Курской области, службами занятости по содействию в подборе квалифицированного персонала и руководителей для предприятий, создаваемых в процессе реализации инвестиционных проектов.
В целях улучшения инвестиционного климата и взаимодействия с инвесторами планируется создание совета во главе с Главой Мантуровского района Курской области. Основной задачей совета будет принятие решений по наиболее важным вопросам в инвестиционной сфере и создание благоприятных условий для ведения бизнеса.
Задача № 2. «Формирование позитивного инвестиционного имиджа Мантуровского района Курской области»:
-формирование ежегодного плана выставочно-ярмарочной деятельности и других мероприятий;
-участие в выставках и ярмарках, проводимых на территории области, Российской Федерации ;
-участие в тематических конференциях, форумах, совещаниях по обмену опытом решения проблем в сфере инвестиционной деятельности.
В соответствии с ежегодно утверждаемым планом предусматривается участие представителей Мантуровского района в выставках и ярмарках, проводимых на территории Курской области Российской Федерации , различных форумах, выставках, конгрессах.
Для участия в выставках и ярмарках, проводимых на территории Курской области , Российской Федерации и за рубежом, побратиме Богодуховском районе Харьковской области в Украине.
Задача № 3. «Информационное обеспечение инвестиционной деятельности»:
-формирование перечня и мониторинг свободных земельных участков, в том числе находящихся в областной собственности, в целях организации промышленных парков на территории области для создания новых производств;
-создание и продвижение сайта инвестиционной направленности Курской области в сети Интернет ;
-разработка и обновление инвестиционного паспорта Мантуровского района Курской области
публикация в СМИ материалов по инвестиционной тематике.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств федерального областного бюджетов и средств бюджета муниципального района , внебюджетных источников финансирования , кредитов банка и собственных средств инвесторов согласно приложения № 3.
Общий объем финансовых средств на реализацию мероприятий Программы на период 2012-2015 годы составляет 7997,1 млн. рублей
V. Механизм реализации Программы и системы управления
реализацией Программы
Управление экономики по земельным и имущественным правоотношениям Администрации Мантуровского района Курской области осуществляет подготовку предложений по объемам и условиям предоставления средств, необходимых для реализации мероприятий Программы,
с учетом выделяемых средств областного бюджета ежегодно вносит предложения по уточнению целевых индикаторов и затрат по мероприятиям Программы, уточняет механизм их реализации, а также вносит в установленном порядке Главе Мантуровского района Курской области предложения по корректировке, продлению срока реализации Программы либо прекращению ее выполнения;
при необходимости осуществляет взаимодействие с федеральными и областными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления.
Основными исполнителями Программы являются:
-структурные подразделения Администрации Мантуровского района Курской области;
- администрации муниципальных образований (поселений) Мантуровского района Курской области;
- предприятия, организации и учреждения и инвестиционные компании, находящиеся на территории Мантуровского района Курской области
VI. Оценка социально-экономической, экологической
эффективности Программы
Оценка эффективности реализации Программы производится путем сравнения фактических значений целевых показателей и индикаторов, предусмотренных в приложении № 4 к настоящей Программе, с запланированными; сравнения фактического объема финансирования мероприятий районной целевой Программы с запланированным; фактического выполнения мероприятий районной Программы с запланированными Программой.
Оценку эффективности реализации Программы производит Управление экономики по земельным и имущественным правоотношениям Администрации Мантуровского района.
Фактические значения целевых индикаторов за отчетный период определяются путем мониторинга, включающего в себя отбор и анализ информации о выполнении показателей.
Оценка эффективности реализации Программы производится ежегодно на основе использования системы целевых показателей, которая обеспечивает мониторинг динамики результатов реализации Программы за оцениваемый период с целью уточнения степени решения задач и выполнения мероприятий Программы по следующим критериям:, предусмотренных в приложении №3 к настоящей Программе.
VII. Нормативное обеспечение Программы
В процессе реализации Программы могут разрабатываться и приниматься нормативные правовые акты, необходимые для достижения цели реализации Программы.
VIII. Контроль за ходом реализации Программы
Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее исполнения возлагаются на управление экономики, по земельным и имущественным правоотношениям Администрации Мантуровского района Курской области.
Исполнители мероприятий Программы несут ответственность за их качество и своевременное выполнение, рациональное использование финансовых средств и ресурсов, выделяемых на реализацию Программы.
Информация об исполнении Программы представляется исполнителями в управление экономики, по земельным и имущественным правоотношениям Администрации Мантуровского района Курской области ежеквартально, до 8-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Управление экономики по земельным и имущественным правоотношениям Администрации Мантуровского района Курской области представляет:
а) ежеквартально, до 8-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, Главе Мантуровского района информацию о ходе реализации районной целевой Программы за отчетный год, включая оценку эффективности реализации районной целевой Программы, произведенную в соответствии с методикой, установленной районной целевой Программой;
В процессе реализации Программы в нее могут вноситься изменения и дополнения в установленном порядке.
Проверка целевого использования средств федерального и областного бюджетов, средств местного бюджета, выделенных на реализацию Программы, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.